Навигация по сайтуНавигация по сайту

Экология человека

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА /антропоэкология, демэкология/

(человек в экосистеме: антропоэкосистемы)

( Конспект лекций )

Экология человека сформировалась как пограничная дисциплина, впитавшая в себя идеи, методы, технические приемы исследования и многие понятия из смежных наук (география, демография, история, биология, медицина, экономика, социология и др.)

Экология человека - это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающих их природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами.

Цель экологии человека - определить характер и направленность процессов, возникающих в результате взаимодействия ОС и человеческого общества и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Задача экологии человека - способствовать обществу в деле оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в этом обществе путем обеспечения общественных организаций, законодателей и руководителей разных рангов соответствующей информацией.

Предмет экологии человека - изучение сложной природно-социально-демографической территориальной системы - АНТРОПОЭКОСИСТЕМЫ.

На основе накопления всеми науками знаний можно выделить следующие АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АКСИОМЫ:

- человек - существо биосоциальное (с одной стороны - биологический вид, с другой - носитель созданной им цивилизации; поэтому развитие человечества обусловлено двумя основополагающими процессами- биологической эволюцией и культурным прогрессом);

- люди могут существовать только благодаря совместному труду (совместная деятельность людей - главный и единственный механизм поддержания существования человеческих общностей и их развития);

-накопление и распространение хозяйственно-культурной информации - непременное условие развития человечества;

- главный биологический фактор физического выживания человека в меняющихся условиях - адаптация (приспособления к переменным факторам среды обитания);

- социализация каждого человека - единственная возможность обеспечения жизнеспособности любой общности людей (процесс активного приспособления человека к социальной среде);

- ускорение темпов социально-технологического развития и экологической напряженности - неотъемлемая особенность эволюции человечества (на определенном этапе эволюции человеческого общества скорость накопления отрицательных изменений в окружающей среде может превысить положительные результаты технологического развития, что приведет к региональной или глобальной экологической катастрофе);

- всеобщность и постоянство антропоэкологического процесса (от момента появления человека на Земле и до настоящего времени идет последовательная смена результатов взаимодействия человека и окружающей среды);

- пределы роста численности людей на Земле обусловлены исчерпаемостью ее ресурсов;

-несинхронность последствий для человека воздействия факторов риска (воздействие факторов окружающей среды на население может проявиться в изменении демографического поведения и состояния здоровья как непосредственно после контакта с фактором риска, так и через много лет, и даже в следующих поколениях);

- двоякое воздействие факторов среды на людей (их сочетание может привести к положительному или отрицательному воздействию на человека и общество);

- защита людей от факторов риска - источник появления новых негативных факторов («броня» цивилизации, ее элементы, защищая людей, может формировать новые факторы риска, влияние которых надо либо устранять, либо минимизировать);

- научно-технический прогресс - причина экологических факторов риска;

- социально-экономическое развитие - важный фактор общественного здоровья;

- социально-политическое и экологическое сотрудничество в мире - альтернатива глобальной катастрофе (отказ всех стран от национального, экологического, экономического «эгоизма» - путь предотвращения глобальной антропоэкологической катастрофы).

Проблемы «ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА»:

- продолжительность жизни, смертность, здоровье, болезни (общественнное здоровье населения России вызывает тревогу, т.к. средняя продолжительность жизни в стране меньше, чем в развитых странах; выделяют две основные причины подобного явления: высокую детскую смертность и высокую смертность в трудоспособном возрасте). В таблице сгруппированы факторы риска по их удельному весу для здоровья человека:

Факторы,

влияющие

на здоровье

Значение

для здоровья (удельный вес, в %)

Группы факторов

Риска

Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и

Поведение

49 - 53

Курение, употребление алкоголя, несбалансированность питания, вредные условия труда, стресс, гиподинамия,

плохие материальные, бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень,

чрезмерно большой уровень

урбанизации

Генетика, биология человека

18 - 22

Предрасположенность к наследственным болезням

Внешняя среда, природные климатические условия.

17 - 20

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений., повышенные космические, магнитные и др. излучения

Здравоохранение

8 - 10

Неэффективные профилактические мероприятия,

низкое качество медпомощи,

несвоевременность ее оказания

Средние сроки жизни человека (возраст) в разные эпохи:

Каменный век

19,0

1932-1936 гг.

59,8

Бронзовый век

21,5

1946-1947 гг.

57,7

Европ.античн.

20-30

1970-1980 гг.

73

XVI век

27,5

1980-2000 гг.

77

XVII век

29,0

XVIII век

28,5

1801-1880 гг.

35,6

1891-1900 гг.

40,6

1901-1910 гг.

44,8

1924-1926 гг.

56,0

- приспособленность, прямохождение, устойчивость, защищенность (видовые признаки человека связаны с жизнью в открытых пространствах, с прямохождением и сложной социальной организацией; человек разумный-Homo sapiens - молодой биологический вид; не все его адаптации (приспособления) к окружающей среде совершенны; в результате прямохождения снижается устойчивость тела, внутренние органы становятся незащищенными; вышележащие органы при прямохождении давят на нижележащие, ухудшая их функции; последствия прямохождения - положительные и отрицательные - наследуются каждым индивидуумом и сказываются на здоровье современного человека);

- адаптация (быстрая и медленная), стресс: адаптация - приспособление человека к различным факторам окружающей среды - происходит в процессе изменения жизнедеятельности отдельных органов и организма в целом и является способом существования всего живого на Земле; это - универсальное свойство живого, которое проявляется как в норме (здоровье), так и в патологии (болезнь); понятие адаптации тесно связано с понятием среды жизни человека; с эволюционной точки зрения, единственная среда, обеспечивающая оптимальное состояние человека, - это природа, которую принципиально невозможно заменить даже самой совершенной искусственной средой;

- акустическая среда, ландшафт, природная среда: каждый из нас испытывает потребность в эстетическом привлекательном, акустически комфортном ландшафте; открытые или закрытые пространства, особенности рельефа, богатство видов или нагромождение построек, цвета и музыка местности создают успокаивающее или возбуждающее воздействие на организм и поведение человека, влияют на его физическое или психическое здоровье;

- инфекционные болезни, пути передачи инфекции, устойчивость возбудителей, природно-очаговые болезни человека: вирусы, простейшие, другие обитатели живой природы вызывают многие заболевания человека; особо опасны возбудители, длительно живущие в окружающей среде - от нескольких дней до нескольких месяцев, и даже больше; источником инфекции являются вода и почва; инфекционные болезни поражают важнейшие системы органов и вызывают сильное отравление организма; туляремия, чума, клещевой или комариный энцефалит, сыпной тиф - переносчики: клещи, грызуны, вши;

- адаптация в экстремальных природных условиях: высокогорье, пустыни, тропические леса (отклонения от нормального давления, изменение парциального давления газов, участие в дыхании; высокий или низкий уровень солнечной радиации);

- поселение как среда жизни, мегаполисы, среда жилого и рабочего помещений - важнейшая проблема человеческой цивилизации;

- окружающая среда должна быть чистой (химические загрязнения воздуха, воды, почвы; шумовое «загрязнение»; воздействие ионизирующего излучения и др.);

- здоровый образ жизни («Умеренность - союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь - пусть будет все умеренным» Гиппократ, древнегреческий врач, «отец медицины»):

1. Труд оказал влияние на биологические процессы в организме человека, на развитие речи и самого человека, стал причиной появления асимметрии головного мозга; виды труда, гипоксия, утомление, переутомление, активный отдых;

Профессии, их типы, склонности, умение трудиться;

  • 2. Семья и здоровье, брак и планирование семьи,

рождение детей (проблема «демографии»);

  • 3. Питание человека как важный компонент здорового образа жизни;
  • 4. СПИД, алкоголизм, наркомания, табакокурение - современные опасности человеческой цивилизации.

Формирование важнейших направлений по специальности 03.00.16 - экология (медицинские науки):

1. Медицинская экология и экологическая медицина (понятия). Введение в экологию человека, экологическую токсикологию, экологическую эпидемиологию. Взаимосвязь экологии человека и гигиены окружающей среды.

2. Глобальные медико-экологические проблемы. Теория и методы медико-экологического прогнозирования и моделирования. Экономические и правовые аспекты экологии человека.

3. Экологические основы жизнедеятельности. Проблема народонаселения, воспроизводство населения и демографические проблемы. Образ жизни и качество здоровья. Основы биолого-генетического мониторинга человеческой популяции.

4. Экология природных и социальных катастроф. Проблемы жизнеобеспечения в условиях антропогенного загрязнения и в чрезвычайных ситуациях.

5. Социально-экологическая политика и общественное здоровье. Основы социальной реабилитации населения, больных, интеграция инвалидов, защита материнства и детства; помощь беженцам и мигрантам, ветеранам локальных и гражданских войн, людям пенсионного возраста.

6. Проблемы самосозидания и аутоагрессивности в экологии. Аспекты саморазрушительного поведения человека (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, преступность, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), суициды и пр.

7. Экология человеческой культуры как среда духовного обитания. Основы транскультурной и кросскультурной экологии человека. Биологические, социальные, духовные и религиозные аспекты экологии человека.

8. Экология человека и проблема адаптации. Эколого-физиологические аспекты адаптации. Значение биоритмологии. Медико-биологические аспекты освоения земельных территорий (в т.ч. и в экстремальных ситуациях), водных пространств и Космоса. Стратегия рекреационного обеспечения населения.

Основная литература.

1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.

М.: ММП «Экоцентр»,1994.

2. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.

Новосибирск: Наука, 1986.

3. Прохоров Б.В. Экология человека. Социально-демографические аспекты.

М.: Наука,1991.

4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.М.: Экология, 1992.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. Том 1-2. М.: Мир, 1993.

6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие. М.: Наука, 1998.

Дополнительная литература.

  • 1. Агаджанян Н.А.Человек и биосфера (Медико-биологические аспекты).

М.: Знание, 1987.

2. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука,

1983.

3. Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». - Омск, 1995.

4. Наша планета - наше здоровье./ Доклад ВОЗ. М., 1995.

5.Протасов В.С., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Наука,1995.

6.Юфит С.С. Яды вокруг нас. Вызов человечеству. М.: «Классик Стиль», 2002.

7. Экология России. Хрестоматия. М.:Наука, 1996.

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

_________________________________________________________________________

Кафедра Системной экологии

Число недель 18

Лекции - 18 час.

Практич. - час.

Консульт.- час.

Экзамены - час.

Всего час.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Учебных занятий по дисциплине «Основы экологии»

Индекс специальности НХО (М-1); группа - 1; 5 курс ; I семестр 2005 /2006 учебного года.

Кандидат биологических наук, доцент Горюнова Светлана Васильевна

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

НЕДЕЛИ

ЛЕКЦИИ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ЛАБОР. ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1 неделя с 6 по 11 февраля

Экология человека как комплексная междисциплинарная наука. Основные научные направления, задачи, теоретические проблемы.

2 часа

2 часа

2 неделя с 13 по 18 февраля

3 неделя с 20 по 25 февраля

Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям среды.

2 часа

2 часа

4 неделя с 27 по 4 марта

5 неделя с 6 по 11 марта

Учение о биосфере В.И.Вернадского. Биосфера как целостная форма жизни. Русский космизм. Ноосфера.

2 часа

2 часа

6 неделя с 20 по 25 марта

7 неделя с 27 по 1 апреля

Экологические последствия химизации сельского хозяйства. Ядерно-топливный цикл и его воздействие на здоровье населения.

2 часа

2 часа

8 неделя с 3 по 8 апреля

9 неделя с 10 по 15 апреля

Глобальный экологический кризис: причины и возможные пути решения.

2 часа

2 часа

10 неделя с 17 по 22 апреля

11 неделя с 24 по 29 апреля

Экологические аспекты здоровья человека. Урбоэкология.

2 часа

2 часа

12 неделя с 1 по 6 мая

13 неделя с 8 по 13 мая

Продолжительность жизни - демографические и социальные проблемы.

2 часа

2 часа

14 неделя с 15 по 20 мая

15 неделя с 29 по 3 июня

Экологическая безопасность России и переход на модель устойчивого развития. Проблемы экологического риска.

2 часа

2 часа

16 неделя с 12 по 17 июня

.

2 часа

2 часа

2 часа

Ведущий дисциплину Горюнова С.В.

Заведующий кафедрой Козлов Ю.П.

1 сентября 2005 г.

Опубликовано: 01.03.2008 в 19:02

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Чтобы поставить диагноз и назначить лечение обратитесь к врачу

Скидка 5% при обращении в любую из перечисленных клиник при подписке на рассылку новостей нашего портала

Москва и Московская область, Москва, ул. Советской Армии, 17/52
8 (495) 775-45-65; 8 (495) 775-45-65
Челябинская область, Сатка г., ул. 50 лет ВЛКСМ, 34
8 (35161) 4-32-55; 8 (35161) 4-32-55
Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: