Как развивать свои умственные способности
Возможности человеческого мозга колоссальны и, по-видимому, неограниченны. Наукой давно доказано, что при обучении используется 7—10 % этих возможностей. Человек способен выучить 20—30 языков, усвоить курс 10—12 институтов. Не правда ли, эти цифры впечатляют и заставляют задуматься?
Отметим как аксиому утверждение, что ни к чему не способных людей нет. Однако следует оговориться, что успех в овладении знаниями зависит не только от способностей, но и от трудолюбия и отношения к учению. Поэтому как при различных способностях ученики могут учиться одинаково, так и при одинаковых способностях успехи могут быть различными. Никакие способности не могут развиваться сами собой, без постоянного саморазвития и самообразования.
Что же такое умственные способности? Это качества личности, которые обеспечивают относительную легкость и успешность в овладении знаниями.
Способный ученик отличается следующими качествами:
— быстро и правильно понимает изучаемый материал;
— долго хранит в памяти наиболее полезную информацию;
— обладает достаточным арсеналом методов и способов умственных действий;
— умеет решать учебные и жизненные задачи.
Кроме общих способностей, есть способности специальные: литературные, математические, художественные и другие.
Способности, как и мускулы, нужно развивать путем упражнений. Недаром у многих писателей есть девиз: «Ни дня без строчки!», а музыканты говорят: «Чтобы играть, надо играть!» В самом деле, те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты (учащиеся музыкальных школ), и великие пианисты.
Но дело не только в количестве упражнений, а и в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике. Замечательный географ, геолог и писатель Владимир Афанасьевич Обручев (автор знаменитого романа «Земля Санникова») говорил, что «способности, как и мускулы, растут при тренировке». Наукой установлено, что способности развиваются только при максимальном напряжении умственных сил, которое бывает при выполнении сложных заданий, решении трудных, но посильных задач.
В методике, разработанной Народным учителем Виктором Федоровичем Шаталовым (автор пособия относит себя к убежденным его ученикам и последователям), главнейшим дидактическим принципом, обеспечивающим высокие учебные достижения, является принцип обучения на высоком уровне трудности. Именно такое обучение и обеспечивает радость от преодоления трудностей и результативности работы.
Развивать свои умственные способности легче при соблюдении некоторых условий.
Первое — заставьте себя заинтересоваться изучаемым материалом. Еще А. С. Пушкин отмечал, что мы «ленивы и нелюбопытны». А французский писатель Анатоль Франс говорил: «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их-с аппетитом». Волевые усилия, потраченные на «вхождение в интерес», будут щедро компенсированы высокой результативностью восприятия и усвоения учебной информации. Вспомните, какими любопытными мы бываем в детстве. Именно в детстве мы познаем мир, приобретаем жизненный опыт, на основе которого строится все наше будущее. К сожалению, взрослея, мы значительно утрачиваем это бесценное качество. А без любопытства мозговая работа идет вяло и малопродуктивно. Поэтому: обучаясь, будем любопытными. Важно преодолеть инертность мысли в начале работы, а потом трудное станет интересным.
Второе — постоянно расширяйте свой кругозор, обращайтесь к знаниям из разных областей науки, искусства и практики. Пусть на вашем рабочем столе или в книжном шкафу на видном и доступном месте стоят тома универсальной справочной литературы (энциклопедии, справочники). У вас есть компьютер. Инсталлируйте в него великолепную «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия». Версия 2003 года содержит 83357 энциклопедических статей, 20895 высококачественных мультимедийных иллюстраций, статистические данные по всем странам мира, иллюстрированную хронику всемирной истории, современный словарь русского языка С. С. Ожегова и Н. И. Шведовой, толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина, интерактивный географический атлас мира, карту звездного неба.
Постоянно обращаясь к справочникам и энциклопедиям, вы в самостоятельной учебной работе будете использовать межпредметные связи, добавляя «кирпичики» в огромное здание своего мировоззрения. Без этого невозможно решение учебных и жизненных задач.
Помните, что приобретаемые знания обладают способностью «притягивать» к себе новые знания. Н. Г. Чернышевский тонко подметил: «Знания возбуждают любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее». А Виктор Федорович Шаталов справедливо считает, что знания «агрессивны» в хорошем смысле этого слова.
Завоевать мир через завоевание знаний о нем — преинтересное занятие.
Трудность здесь в том, что мы не всегда умеем мужественно смотреть в глаза своему незнанию, а ведь именно отсюда начинается дорога по расширению знаний.
Третье — углубляйте знания, не скользя по поверхности изучаемого материала, а объясняя и доказывая изучаемые правила, теоретические положения. Глубокий аналитический ум способен уяснить сущность предмета или явления, понять их связь с другими предметами и явлениями.
Четвертое — развивайте гибкость мышления, то есть его способность идти к решению мыслительной задачи разными путями. Гибкий ум способен отказаться от привычных способов решения задач и пойти новым, оригинальным путем; он как бы поворачивает в сознании объект мысли то одной, то другой стороной, чтобы лучше его познать.
Пятое — учитесь мыслить самостоятельно, критически. Развитый ум соединяет в себе «несомненное» с «сомнением». Конечно, без доверия к науке нельзя ничему научиться, но, усваивая знания, полезно самостоятельно проверять их в столкновении с другими факторами.
Шестое — овладевайте умением обобщать, то есть учитесь за каждым частным, конкретным случаем или явлением видеть общее, типическое. Варьируйте два основных способа познания — индукцию (умозаключение от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, общему утверждению) и дедукцию (вывод по правилам логики; движение от общего к частному, конкретному). При индуктивном подходе полезно составление по ходу работы обобщающих таблиц и схем, при дедуктивном — работать с опорными конспектами (см. главу «Кодирование учебной информации с помощью опорных сигналов»).
Мы считаем дедуктивный способ более прогрессивным. Вспомните Шерлока Холмса и его знаменитый дедуктивный метод расследования преступлений. Великий сыщик не собирал по крупицам необходимые для расследования улики. Он сразу пытался представить всю картину преступления,’ а затем доказывал его подтверждающими уликами. В этом же ключе работает и известный герой телесериала лейтенант лос-анжелесской полиции Коломбо.
Для школьника процесс познания начинается на уроке со слушания объяснения учителя.