Навигация по сайтуНавигация по сайту

Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоро­вья детей

Показатели и методы индивидуальной оценки физи­ческого развития.

Показатели физического развития детей и подростков.

Соматометрические признаки.

  • 1. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.
  • 2. Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви
  • 3. Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические признаки.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

  • 1) Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)
  • 2) Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение сред­нее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

•3) Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а) Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

в) Промежуточный

  • 2. Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная
  • 3. Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б) Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма ног:

а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

  • 1. У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации
  • 2. У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Физиометрические признаки.

Включают в себя:

  • 1) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.
  • 2) Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра
  • 3) Становая сила - определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Методы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.

В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.

Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:

Метод сигмальных отклонений.

При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое от­клонение делят на сигму (а) - среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:

Сигмальное отклонение

Развитие признака

От -1а до +1а

В пределах средних величин

От -1о~ до -2а

Ниже среднего

Меньше -2а

Низкое

От +1а до +2а

Выше среднего

Больше +2а

Высокое

Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, от­клоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей сред­ним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.

Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности разви­тия ребенка.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других пока­зателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показа­телей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.

Комплексный метод оценки.

При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физиче­ское состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а - резко дисгармонич­ным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном разви­тии имеют место и низкие функциональные показатели.

Определение группы здоровья ребенка.

По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :

•1) Здоровые. Не имеют хронических заболеваний и гармонично раз­виты (в настоящее время это доли процента)

  • 2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, суту­лость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близо­рукостью.
  • 3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремис­сии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тон­зиллит). '
  • 4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации
  • 5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
Опубликовано: 02.03.2008 в 12:31

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: