Врачи рассказывают, как стать хорошим, умным пациентом
«В школах учителя проверяют знания учеников с помощью контрольных работ и домашних заданий. Стандарт заключается не в том, чтобы преподавателю удалось объяснить, как пересказать материал, а в том, может ли сам ученик пересказать его своими словами, - утверждают авторы заметки. - Если бы мы действительно пытались Вас проверить, мы бы устроили краткий опрос или хотя бы попросили повторить то, что было Вами услышано, чтобы мы смогли оценить точность Ваших познаний. Вместо этого обычный разговор с врачом выглядит примерно следующим образом:
Мы: Бла-бла-бла.
Вы, как пациент, киваете и делаете вид, что внимательно прислушиваетесь.
Мы: Вы поняли все, что я сказал?
Вы: Да.
Мы: Есть вопросы?
Вы: Нет».
Конечно же, понятно, почему Вы не задаете сразу множество вопросов. Чтобы правильно понять то, что говорит доктор, так, как это понимает сам доктор, необходимо отучиться на медицинском факультете. Однако никто не будет оспаривать тот факт, что существует пропасть между абсолютным знанием врача и неясным псевдопониманием, которое описывают Секерес и Гиллиган. К счастью, как сообщают авторы, есть простой путь от последнего к первому: будьте активным слушателем, нежели пассивным.
Что это означает на практике? Просто делайте больше, чем просто слушайте и кивайте. Если Вам необходима запись разговора с врачом, делайте заметки. Если Вы желаете знать, какие существуют альтернативы кроме тех, что были названы - просто спросите. Попросите связать Вас с другим пациентом, который страдает от такого же заболевания, которое было обнаружено у Вас, чтобы узнать другую точку зрения на данную проблему. И самое важное - повторяйте то, что Вам только что сказал доктор, чтобы можно было заполнить все возникшие пробелы на месте, если Вы что-то недопоняли или упустили. Врач, может быть, и будет лечить Ваше тело, но именно Вам придется в нем жизнь.